Примерный план анализа
лирического
произведения
- Кем и когда написано стихотворение?
- Какие жизненные события легли в его основу. Центральная тема стихотворения. Многоплановость.
- Жанровые особенности стихотворения (элегия, баллада,исповедь, размышление, обращение к ... и т д.) Тематическое разнообразие лирики (пейзажная, философская, любовная, вольнолюбивая и др.)
- Главные образы или картины, созданные в стихотворении.
- Внутреннее построение стихотворения, его лирический герой. (Лирический герой хоть и отражает личные переживания и ощущения автора, но это не вполне поэт. Это внутренний образ – переживание, в котором отражается духовный мир человека, характерные черты людей определенного времени, класса, их идеалы).
- Основные интонации стихотворения, чувства поэта и лирического героя.
- Особенности построения: единое целое, деление на части, главки, строфы; соединение образов, картин стержневой линией, мотивом, лейтмотивом, чувством поэта или лирического героя.
- Средства поэтического языка ( изобразительные средства языка, особенности лексики ). Звуковая и ритмическая организация лирического текста, с помощью которых создаются картины, образы, передаются мысли и чувства поэта или его лирического героя – внутреннего повествователя. Художественные средства: аллегория, метафора, гипербола, гротеск, сравнение, эпитет, оценочная лексика, антитеза, символ, деталь. Особенности лексики: бытовая, народная, разговорная, приподнятая, торжественная, высокая и т. д.) Некоторые композиционные приемы : пейзаж, деталь портрета, бытовая деталь, образ-символ, диалог, монолог, звуки, звукопись, цветовая гамма, свет, музыкальность, традиционные элементы композиции и т. д. Синтаксис: многоточие, восклицания, риторические вопросы, способ стихосложения.
- Смысл названия стихотворения. Адресат поэтического послания. Если возможно – идея стихотворения
- Значение стихотворения для его современников, для сегодняшнего читателя. Общечеловеческая значимость стихотворения
Помните!
- Стихотворения надо читать и перечитывать, от этого они становятся еще загадочнее, поэтичнее.
- При анализе нельзя забывать, что в центре лирического произведения – образ лирического героя. Поэтому содержание,смысл стихотворения надо искать в ключевых словах, с помощью которых и выражается переживание лирического героя.
- Излагая содержание каждой части стихотворения, покажите мысли, чувства лирического героя; объясните, какими художественными средствами передаются эти мысли и чувства.
- Обязательно надо рассказать о том,какое впечатление произвело на вас стихотворение. Какие строки показались вам наиболее значительными и почему?